"Мосты и гидротехнические сооружения"

Курс лекций по инженерным сооружениям в
Киевском инженерно-строительном институте

1951-1952
Эскизы мостов, выполненные И.Каракисом Теория становится беспредметной, если она не связана с практикой, точно также, как практика слепа без теоретических обоснований.
Иосиф Юльевич в 1951-1952гг. наряду с проектированием жилья и общественных зданий вел в Киевском инженерно-строительном институте курс лекций по инженерным сооружениям "Мосты и гидротехнические сооружения" и по истории и теории проектирования. Лекции сопровождались постановкой практическх задач по определению величины пролетов, перекрывающихся сводами, доступной пологости сводов, выбора оснований под под опоры, приемов облегчения нагрузок на свод, расчета длины пролета в зависимости от конкретных условий.
Так, поперечное сечение быков мостов зависит от величины проолета, от формы прилегающих сводов, от величины подвижной нагрузки и высоты быка.
В старинных римских мостах полуциркульного очертания толщина быка составляла половину пролета, позднее в Гардском мосту - 1/5, во Франции в XVIIв. для сводов эллиптического очертания с подъемом от 1/3 до 1/5. Позднее Пероне убавил этот размер до 1/10, известны и решения - 1/14.
Гардский мост (около г.Нима) - выдающееся инженерное сооружение своего времени - победа человека над материалом и пространством. Это памятник древней рабовладельческой Римской империи - надземная система водопровода, снабжавшая водой город Ним. Простота замысла соответствует строительным приемам - грубоватость и непринужденность архитектуры моста создают его художественную привлекательность и роднят с довольно суховатой природой. Крупный руст камней выявляет грандиозные размеры арочных пролетов, подчеркивает общую протяженность моста.
Римские акведуки и водопроводы - лучшие образцы архитектуры прошлых веков. В Гардском мосту - сооружении эпохи императора Августа явно видны классические формы римской архитектуры. До сих пор римские акведуки украшают многие места мира.
С появлением железобетонных конструкций резко изменились очертания мостов. Если каменный свод имел толщину 50-70 см, то в железобетоне эта толщина составляла 15 см. Первые железобетонные мосты строились подобно каменным сплошными. В Росии первые железобетонные мосты появились в 1891 г.(мостостроитель профессор Н.А.Белелюбский (1845-1922).
Следующий этап в развитии железобетонного мостостроения - конструкции с подсводными поперечными стенками, которые перекрывались плитой. На основе такой схемы был построен Москворецкий мост в 1938 г. (Перекрыт тремя параллельными сводами шириной каждый 9 м с промежутком 5,7 м. Общая ширина 38,4 м, ширина полотна 40 м).
Потом появились мосты с отдельными арками, а затем со сплошными вертикальными стенками. Наиболее совершенным мостом этой схемы был мост на два пути железной дороги через канал им.Москвы.
В лекциях приводится много примеров арчных мостов с проезжей частью внизу и посредине.
Первые примитивные схемы мостов висячей системы появились в Китае и в Индии.
В Европе использование металла в конструкции мостов относится ко второй половине XVIII в. (тогда часто применяли чугун и в ограниченном количестве сварочное железо). Первые мосты были чугунные балочной и арочной системы. Всречалась и смешанная схема (металл, дерево). Арочная система как более совершенная получила широкое распространение. Арки из полых и ребристых литых чугунных секций применялись в России, Англии, Франции. Мост через реку Улу в Туле, Зеленый и др. мосты через Мойку в Петербурге (1806 г.) и др.
В 1835 г. в Москве был построен чрезвычайно интересный по конструкции чугунный мост "Высокопятницкий" через обводной канал пролетом 40 м.
Современный мост лейтенанта Шмидта в Петербурге был построен в 1850 г. и имел 7 чугунных пролетов. Просуществовал он до 1937 г., а затем перестраивался с целью расширения. Чугунные элементы сохранились в мосту через Волгу в г.Калинин.
В висячих мостах стали применять цепь из плоских звеньев, шарнирно соединенных между собой болтами. Пролеты доходили до 300 м.
В Петербурге первые пешеходные мосты в Екатерингофском парке
"Пантелеймоновский"(1827 г.) и "Египетский" через Фонтанку имели пролеты до 40 м.
В 1836 г. построен висячий мост через реку Западный Буг пролетом до 89 м, в 1853 г. был построен висячий мост через Днепр в Киеве длиной 700 м.
Первый мост в Европе с железными фермами построен русским инженером Кербедзом через реку Лугу в 1857 г. под железнодорожные пути. Здесь впервые применена решетка с жесткими сжатыми и гибкими растянутыми раскосами.
В области теории расчета многошарнирных ферм, имевших мировое зачение, можно назвать "теорию расчета ферм", началом которой послужили работы известного русского инженера Д.И.Журавского, а также работы Велелюбского, Проскурякова, Ясинского, Курдюмова, Митинского, советских ученых - Стрелецкого, Ильясевича, Патона, Беренштейна идр.
Во втором разделе "Гидротехнические сооружения" рассматривались вопросы мелиорации, обводнения и водоснабжения, санитарной гидротехники, использования водной энергии путем превращения ее в электроэнергию гидротехники рыбного хозяйства и борьбы с водой при наводнениях, разрушениях и размывах берегов.

 
 
Hosted by uCoz