Иосиф Юльевич Каракис имел свой стиль, свою руку, свое виденье.
Он создавал так, как это делали действительно великие мастера, когда
мы можем сразу сказать, что это произведение такого-то. У Иосифа
Юльевича как-то это особенно видно. Везде, несмотря на различие
и образа, и времени, и даже различие определенных стилевых качеств,
— все-таки Каракис всегда оставался Каракисом. Вот это качество
редчайшее. Его нет у очень многих архитекторов, и я просто затрудняюсь
назвать пример какого-либо нашего зодчего, который с такой бы силой,
с такой бы яркостью воплотил свое творчество и всегда бы оставался
мастером своей руки, своего почерка.
Из
выступления Ю. С. Асеева на 90-летии со дня рождения И.
Ю. Каракиса, 1992 г.
|
|
|
В
послевоенное время Каракис трудится над одним из лучших своих
произведений - гостиницей "Октябрь" на 173 номера
в центре Ворошиловграда (ныне - Луганск; проектирование -
1944-1947, строительство 1945-1952 гг., первоначально называлась
"Москва"). Создание "мозаичного ковра"
на кирпичном фасаде - само по себе оригинальное решение -
было средством придания фасаду нарядного и праздничного настроения;
орнамент его создан по всем правилам тектонической организации
- орнаментального выражения "давления" нагрузки
сверху вниз40. Гостиница должна была начать строиться до войны,
уже тогда Иосиф Юльевич стал кропотливо собирать материал
о декоре городского жилища Луганска, делал обмеры, зарисовки.
Эти исследования подсказали ему решение декоративного убранства
экстерьера и интерьера гостиницы. В 1951 г. в научно-исследовательском
секторе КИСИ Каракис сделал сообщение "Опыт применения
народных приемов декоративного убранства зданий гипсовыми
изделиями на строительстве гостиницы в гор. Ворошиловграде".
В этом докладе отмечается, что из поколения в поколение человеческая
мудрость создавала типы жилища, в котором однотипность постройки
как в целом, так и в отдельных элементах не снижали и не обезличивали
ее художественное качество. "Это объяснялось тем, что
одним из качеств в мастерстве народного зодчего было умение
органически связывать при создании декора его форму с свойствами
и возможностями материала, из которого он выполнялся, с назначением
конструктивного элемента, на который он наносился, а главное
- доводить его в композиции до предельной степени разнообразия
в зрительном восприятии, хотя и построенной, по сути, на одних
и тех же бесконечно повторяющихся типовых элементах"41.
Архитектору удалось выявить принцип вариабельности элементов
декоративного убранства зданий массового типа, действовавший
в народном зодчестве, и, руководясь им, создать произведение,
достойное понимания, что "точка приложения таланта не
важна"42. Вертикальные треугольные пилястры из белого
силикатного кирпича, как кружево, на контрасте с красной стеной
порождают ритм, придавая фасаду пластичность и строгость.
Иосифом Юльевичем была проведена специальная лабораторная
работа, чтобы навеки сохранить прочность этого кирпича, согласованная
комиссией химиков. В. В. Чепелик отмечал, что созданный Каракисом
орнамент преобразовывает плоскость стены в ковер, выдержанный
в тех художественных традициях, которые автор наблюдал в далеком
детстве на Подолье. В этом узоре также прослеживается развитие
орнаментальных традиций украинского модерна. Стоит заметить
также, что, трудясь над луганской гостиницей, И. Ю. Каракис
изучал архитектурные формы ансамбля летней резиденции императрицы
Екатерины II в Царицыно - яркий пример московской псевдоготики,
- построенного сначала по проекту В. И. Баженова, а затем,
когда императрица приказал "срыть сии казематы",
- частично перестроенного по проекту М. Ф. Казакова (1775-1795
гг.). Мавритано-готический аромат царицынской архитектуры
наряду с традициями украинского модерна чувствуется в решении
гостиницы "Октябрь" в Луганске. |
|
|