Гостиница "Октябрь" на 173 номера
в Ворошиловграде

(ныне Луганск), 1947-1952гг.
интерьеры

Иосиф Юльевич Каракис имел свой стиль, свою руку, свое виденье. Он создавал так, как это делали действительно великие мастера, когда мы можем сразу сказать, что это произведение такого-то. У Иосифа Юльевича как-то это особенно видно. Везде, несмотря на различие и образа, и времени, и даже различие определенных стилевых качеств, — все-таки Каракис всегда оставался Каракисом. Вот это качество редчайшее. Его нет у очень многих архитекторов, и я просто затрудняюсь назвать пример какого-либо нашего зодчего, который с такой бы силой, с такой бы яркостью воплотил свое творчество и всегда бы оставался мастером своей руки, своего почерка.

Из выступления Ю. С. Асеева на 90-летии со дня рождения И. Ю. Каракиса, 1992 г.


    В послевоенное время Каракис трудится над одним из лучших своих произведений - гостиницей "Октябрь" на 173 номера в центре Ворошиловграда (ныне - Луганск; проектирование - 1944-1947, строительство 1945-1952 гг., первоначально называлась "Москва"). Создание "мозаичного ковра" на кирпичном фасаде - само по себе оригинальное решение - было средством придания фасаду нарядного и праздничного настроения; орнамент его создан по всем правилам тектонической организации - орнаментального выражения "давления" нагрузки сверху вниз40. Гостиница должна была начать строиться до войны, уже тогда Иосиф Юльевич стал кропотливо собирать материал о декоре городского жилища Луганска, делал обмеры, зарисовки. Эти исследования подсказали ему решение декоративного убранства экстерьера и интерьера гостиницы. В 1951 г. в научно-исследовательском секторе КИСИ Каракис сделал сообщение "Опыт применения народных приемов декоративного убранства зданий гипсовыми изделиями на строительстве гостиницы в гор. Ворошиловграде". В этом докладе отмечается, что из поколения в поколение человеческая мудрость создавала типы жилища, в котором однотипность постройки как в целом, так и в отдельных элементах не снижали и не обезличивали ее художественное качество. "Это объяснялось тем, что одним из качеств в мастерстве народного зодчего было умение органически связывать при создании декора его форму с свойствами и возможностями материала, из которого он выполнялся, с назначением конструктивного элемента, на который он наносился, а главное - доводить его в композиции до предельной степени разнообразия в зрительном восприятии, хотя и построенной, по сути, на одних и тех же бесконечно повторяющихся типовых элементах"41. Архитектору удалось выявить принцип вариабельности элементов декоративного убранства зданий массового типа, действовавший в народном зодчестве, и, руководясь им, создать произведение, достойное понимания, что "точка приложения таланта не важна"42. Вертикальные треугольные пилястры из белого силикатного кирпича, как кружево, на контрасте с красной стеной порождают ритм, придавая фасаду пластичность и строгость. Иосифом Юльевичем была проведена специальная лабораторная работа, чтобы навеки сохранить прочность этого кирпича, согласованная комиссией химиков. В. В. Чепелик отмечал, что созданный Каракисом орнамент преобразовывает плоскость стены в ковер, выдержанный в тех художественных традициях, которые автор наблюдал в далеком детстве на Подолье. В этом узоре также прослеживается развитие орнаментальных традиций украинского модерна. Стоит заметить также, что, трудясь над луганской гостиницей, И. Ю. Каракис изучал архитектурные формы ансамбля летней резиденции императрицы Екатерины II в Царицыно - яркий пример московской псевдоготики, - построенного сначала по проекту В. И. Баженова, а затем, когда императрица приказал "срыть сии казематы", - частично перестроенного по проекту М. Ф. Казакова (1775-1795 гг.). Мавритано-готический аромат царицынской архитектуры наряду с традициями украинского модерна чувствуется в решении гостиницы "Октябрь" в Луганске.  
 
Hosted by uCoz