Жилые посёлки Фархадской ГЭС
на 1000 и 500 человек

 
 


Индивидуальный жилой дом
для строителей (впоследствии эксплуатационников)
Фархадской ГЭС



Особую - военную - эпоху составили в творческой судьбе Каракиса проектирование и руководство строительством легендарной Фрахадской ГЭС - всенародной стройки под Ташкентом. Интересны фрагменты следующего документа - "Резолюция совещания просмотра сооружений Фархадской ГЭС (плотина и станция), организованного Союзом советских архитекторов, Союзом советских писателей и художников Узбекистана 12 июля 1943 г.". На собрании присутствовало 77 человек. Состав президиума представителен: председатель - академик архитектуры С. Е. Чернышов, член-корреспондент Академии архитектуры В. В. Бабуров (начальник Главного управления по планировке и застройке городов), ответственный секретарь Союза архитекторов Узбекистана В. Ф. Смирнов и др.
"Собравшись для просмотра архитектуры плотины и станции ГЭС, собрание заслушало доклады заместителя главного инженера проекта В. Г. Берга, главного архитектора И. Ю. Каракиса, заключение экспертной бригады, выделенной ССА УзССР, в лице члена-корреспондента Академии архитектуры В. В. Бабурова, ответственного секретаря ССА В. Ф. Смирнова и профессора Московского архитектурного института М. В. Замечека, и в итоге обмена мнениями отмечает: осуществляемое во время Великой Отечественной войны методами народной стройки строительство Фархадской ГЭС имеет колоссальное значение для обороноспособности нашей Родины… расширяет энергетическую базу, необходимую для развития промышленности Узбекистана, реализует давнюю мечту узбекского народа - оросить обширные территории Голодной Степи. Строительство осуществляется в том месте, которое древнейшей легендой народов Средней Азии о Фархаде и Ширин связано с их вековечной мечтой о воде как источнике жизни… Верно … стремление особо подчеркнуть монументальность и единство всего комплекса созданием монумента, отражающего современность (на плотине). Верна также идея создания скульптуры Фархада на Фархадских скалах, сливающейся с ними и как бы вырастающей из них.
Авторы сооружений правильно решили проектировать их с использованием лучшего, что дала национальная архитектура Узбекистана в ее непревзойденных архитектурных исторических памятниках... Мы уверены, что архитектурно-художественная общественность, инженеры и архитекторы Фархадстроя совместно со строителями сделают все, чтобы успешно ее разрешить. Как положительный факт здесь следует отметить, что на строительстве Фархадской ГЭС между архитекторами и инженерами найден контакт.
Решить ансамбль плотины - задача чрезвычайно трудная, и история среднеазиатского строительства еще не сталкивалась со столь значимой задачей".
В этом документе изложена идеологическая программа создания Фархадской ГЭС. Основывается она на трогательной средневековой легенде о двух влюбленных, персонажи которой отождествляются с реальными (VI-VII вв.): с тех давних пор Фархад символизирует трудовой подвиг на узбекской земле - начало воды, начало жизни, начало города; женское начало аллегоризируется именами трех рек Узбекистана: Сырдарьи, Амударьи и Зарафшана. В тяжелое военное время лирико-романтическая подоплека поднимала боевой и созидательный дух многих тысяч людей, трудившихся на строительстве ГЭС, и здоровый энтузиазм не мог не передаться главному архитектору Фархадстроя Иосифу Каракису, который сумел в архитектурных формах грандиозной плотины оправдать чаяния народа, на земле которого и для которого он трудился. Монументальность и архитектурные формы сооружения - свидетельство этому.
На примере Фархадстроя как-то особенно остро понимаешь, что архитектор - не только "пчела", но и "соты", потому что в его работах - труд множества "пчел", в том числе живой опыт прошлого и ожидание большого будущего. Эта стройка была сознательным творчеством истории, ее рождением из праздника как изъявление творческой воли народа, с тех пор сделавшимся непререкаемым правом человечества. "В будущем обществе, - идеализировал Осип Мандельштам, - социальная игра займет место социальных противоречий и явится тем ферментом, тем бродильным началом, которое обеспечивает органическое цветение культуры". Город Беговат стал городом благодаря строительству Узбекского металлургического завода и Фархадской ГЭС в 1945 г. "В своеобразный внешний вид и планировку Беговата, в его силуэт прекрасно вписывается Фархадская плотина, преграждающая стремительный бег Сырдарьи, глубокая гладь водохранилища и здание электростанции. С плотины открывается панорама индустриального города, основная часть которого расположена на левом берегу Сырдарьи… На застройку Беговата большое влияние оказывают природные условия - сейсмичность, ветры и река Сырдарья, пересекающая город". На Фархадстрое Иосиф Юльевич разрабатывает проекты застройки городков для переселенных народов, главным образом, крымских татар, для которых за одну ночь ему пришлось выполнить проект серии саманных домиков.
 
 
Hosted by uCoz