НЕДОСТРОЕННЫЙ ТЕАТР

Михаил КАЛЬНИЦКИЙ
 
 

В царские времена устройство постоянного еврейского театра в Киеве было невозможным. Иногда здесь гастролировали еврейские драматические труппы, которым разрешено было ставить пьесы лишь на русском языке с прибавлением, в случае крайней нужды, отдельных непереводимых слов на идиш. Театр толковал инструкцию по-своему: на одно-два русских слова приходилось десять еврейских.

Но в период между гражданской и Великой Отечественной войнами киевские зрители имели возможность увидеть выступления многих еврейских творческих коллективов, в том числе - государственных стационарных театров. Правда, все они пользовались разными случайными сценическими площадками. К примеру, театр "Кунст-Винкл" ("Уголок искусств"), обосновавшийся в Киеве в 1922 году, разместился в бывшем манеже для роллеров, приспособленном под оперетту. Играть здесь было неудобно и неуютно.

И вот накануне сезона 1926/27 года представитель "Кунст-Винкл" А.Люксембург обратился в коммунальные городские службы с просьбой предоставить театру более подходящую сцену. Речь шла о бывшем так называемом "Интимном театре" на Крещатике, вблизи Бессарабки. Этот театр был устроен в 1910-х годах для камерных постановок в приспособленном помещении, выстроенном в 1881 г., по тогдашней нумерации, на Крещатике, 43 (первоначально - жилой дом). В годы гражданской войны с его сцены пели Вертинский и Утесов, читал свои произведения Бунин.

Убедительные резоны еврейского драмколлектива были услышаны. "Кунст-Винкл" переселился на Крещатик. А спустя два года его место занял вновь сформированный Киевский государственный еврейский театр. Он сразу стал в ряду ведущих театров Киева. В состав его труппы входили известные актеры - такие, как Д.Днепров и Л.Калманович. Успехи Киевского ГосЕТа позволили ему претендовать на дальнейшее улучшение своих условий. Было решено перестроить здание на Крещатике.

К 1932 году архитектор Иосиф Каракис подготовил проект нового театрального помещения на основе старого. Главный фасад был решен в лаконичных формах конструктивизма. Поверхность стены оживлялась лишь горельефной композицией и крупными буквами надписи на идиш: "Еврейский государственный театр". Проектная вместимость зала составляла 1050 мест.

Однако начатая реконструкция часто прерывалась, а в июле 1934-го вообще была законсервирована. Киев стал столицей Украины, Киевский ГосЕТ объединили с Харьковским, и власти принялись решать все по второму кругу. К тому же конструктивизм как стиль вышел из моды и подвергся осуждению.

В итоге архитектору Каракису пришлось в 1935 г. составить еще один проект. На сей раз внешность здания стала подчеркнуто пышной: эффектный портик, капители с советской символикой, в нишах - скульптуры еврея и еврейки в национальной одежде, на венчающей башне-бельведере - две статуи, держащие щит с советским гербом. Зал был рассчитан уже на 1160 мест.

Увы, и этот проект остался неосуществленным. Автора задергали претензиями; в частности, велели предусмотреть в готовом проекте устройство изолированной правительственной ложи с отдельным входом и фойе (очевидно, реакция на убийство Кирова). В дальнейшем накатила волна репрессий, и стало не до строительства еврейского театра, коллектив которого все это время перебивался на случайной площадке бывшего дворянского клуба во дворе на углу Крещатика и Лютеранской (Энгельса).

Окончательным решением судьбы проекта стало постановление СНК УССР от 20 июня 1940 г. "Про стан незакiнченого будинка театру в м.Києвi, по Хрещатику № 43":

"Будiвництво будинка театру в м. Києвi, по Хрещатику N 43, яке почалося в 1931 роцi (неточно: в 1932 г. - М.К.) i було припинено в зв'язку з невдалою планiровкою театру, з неправильним рiшенням евакуацiї глядачiв, зараз знаходиться в аварiйному станi, тому що фасадна стiнка вiдiйшла вiд вертикалi, має трiщини i загрожує завалом на вулицю Хрещатик.

Дальша реконструкцiя незакiнченого на iснуючiй, недостатнiй для театру дiльницi будинка, що вимагає корiнної переробки i великих капiтальних витрат, є недоцiльною, бо навiть знову реконструйований будинок на цiй дiльницi не зможе вiдповiдати сучасним вимогам, якi ставляться до театрiв.

Виходячи з зазначеного, Рада Народних Комiсарiв УРСР постановляє:

1. Незакiнчений будинок театру розiбрати.

2. Розборку будинка театру покласти на виконавчий комiтет Київської мiської Ради депутатiв трудящих, дозволивши останньому використати будматерiали вiд розборки.

3. Зобов'язати виконком Київської мiської Ради переселити мешканцiв, що оселилися в будинку театру.

Голова Ради Народних Комiсарiв УРСР Л.Корнiєць.

Керуючий справами РНК УРСР О.Шинкарьов"

В следующем году началась война, и почти весь Крещатик сгорел. К строительству еврейского театра в Киеве уже не возвращались, тем более, что и сам театр после войны перевели в Черновцы. На память о прежнем помещении остались чудом уцелевшие флигели бывшего "Интимного театра" по Крещатику, 27-а. Теперь они расположены по фронту улицы и используются как магазины и казино.

 
 
Hosted by uCoz