|
Удивительное
порицание в адрес Каракиса связано с жилым домом командного состава
Киевского военного округа по Георгиевскому переулку, 2 и якобы сносом
Георгиевской церкви. Судьба этого древнейшего киевского храма и
вправду нелегкая: сначала ее разрушил хан Батый в 1240 г., в последний
раз ее отстроили в 1752 г. и перестроили в 1907 г. 6 сентября 1931
г. было принято решение президиума Киевского горсовета (№ 594) о
закрытии Георгиевской церкви, "размещенной на Рейтарской улице,
2" - завуалированная форма постановления о сносе (см.: Государственный
архив г. Киева. - Ф. Р-1. - Оп. 1. - Д. 2501). Церковь закрыли и
передали Союзу безбожников; снесли ее в 1934 г. Мастерская Военпроекта,
которой руководил Иосиф Юльевич, получила под застройку уже "свободный"
от церкви, но с ее фундаментами участок в 1936г. Здание же было
выстроено в 1936-1937 гг. в десятках метров от фундаментов церкви
XI в. (ныне на этом месте клумба, где предполагается воздвигнуть
памятник пограничникам). Сразу после войны здание существовало в
виде коробки, и по замыслам Архитектурного управления Киева предполагалось
его восстановить для размещения апартаментов Академии
архитектуры УССР. Иосиф Юльевич разработал несколько
интересных предложений по размещению музеев и залов заседаний Академии
на верхних этажах центральной части здания, выполненной в виде большого
портала с высокой аркой-проходом на Софийское подворье по оси Золотоворотской
улицы.
Однако в конце
сороковых годов Киевский военный округ стал отвоевывать принадлежавший
ему до войны дом, и коробка была снова перепроектирована под жилье.
Основным замыслом Каракиса было желание увязать силуэт здания с
ансамблем Софийского монастыря. В завершении бокового объема, выходящего
на Владимирскую улицу, Каракис спроектировал ажурную
башенку со шпилем. Эта башенка стала отзвуком колокольни
и куполов Софийского собора. По периметру одного из ярусов были
расположены вписанные в круглые тондо барельефы работы Ивана Петровича
Кавалеридзе (1887-1978), стену украшали также изящные необарочные
оконные наличники с геральдическими знаками. Башенка простояла неделю-две
(сохранился редкий кадр). На горе и архитектору, и киевлянам Н.С.Хрущев,
первый секретарь ЦК КП(б)У, принимал в Киеве коллегу - секретаря
ЦК Польской объединенной рабочей партии В.Гомулку, показывая ему
город. Проезжая мимо дома, Гомулка спросил, указывая на башню: а
это что за церквушка? Во избежание подобных вопросов иностранных
гостей башенку за одну ночь ликвидировали. Эта башенка, а также
некоторые элементы декора, была одним из поводов для обвинения Иосифа
Каракиса в украинском буржуазном национализме. |