Эскизы
мостов, выполненные И.Каракисом |
Теория
становится беспредметной, если она не связана с практикой, точно
также, как практика слепа без теоретических обоснований.
Иосиф Юльевич в 1951-1952гг. наряду с проектированием жилья и общественных
зданий вел в Киевском инженерно-строительном институте курс лекций
по инженерным сооружениям "Мосты и гидротехнические сооружения"
и по истории и теории проектирования. Лекции сопровождались постановкой
практическх задач по определению величины пролетов, перекрывающихся
сводами, доступной пологости сводов, выбора оснований под под опоры,
приемов облегчения нагрузок на свод, расчета длины пролета в зависимости
от конкретных условий.
Так, поперечное сечение быков мостов зависит от величины проолета,
от формы прилегающих сводов, от величины подвижной нагрузки и высоты
быка.
В старинных римских мостах полуциркульного очертания толщина быка
составляла половину пролета, позднее в Гардском
мосту - 1/5, во Франции в XVIIв. для сводов эллиптического очертания
с подъемом от 1/3 до 1/5. Позднее Пероне убавил этот размер до 1/10,
известны и решения - 1/14.
Гардский мост (около г.Нима) - выдающееся
инженерное сооружение своего времени - победа человека над материалом
и пространством. Это памятник древней рабовладельческой Римской
империи - надземная система водопровода, снабжавшая водой город
Ним. Простота замысла соответствует строительным приемам - грубоватость
и непринужденность архитектуры моста создают его художественную
привлекательность и роднят с довольно суховатой природой. Крупный
руст камней выявляет грандиозные размеры арочных пролетов, подчеркивает
общую протяженность моста.
Римские акведуки и водопроводы - лучшие образцы архитектуры прошлых
веков. В Гардском мосту - сооружении эпохи императора Августа явно
видны классические формы римской архитектуры. До сих пор римские
акведуки украшают многие места мира.
С появлением железобетонных конструкций резко изменились очертания
мостов. Если каменный свод имел толщину 50-70 см, то в железобетоне
эта толщина составляла 15 см. Первые железобетонные мосты строились
подобно каменным сплошными. В Росии первые железобетонные мосты
появились в 1891 г.(мостостроитель профессор Н.А.Белелюбский (1845-1922).
Следующий этап в развитии железобетонного мостостроения - конструкции
с подсводными поперечными стенками, которые перекрывались плитой.
На основе такой схемы был построен Москворецкий мост в 1938 г. (Перекрыт
тремя параллельными сводами шириной каждый 9 м с промежутком 5,7
м. Общая ширина 38,4 м, ширина полотна 40 м).
Потом появились мосты с отдельными арками, а затем со сплошными
вертикальными стенками. Наиболее совершенным мостом этой схемы был
мост на два пути железной дороги через канал им.Москвы.
В лекциях приводится много примеров арчных мостов с проезжей частью
внизу и посредине.
Первые примитивные схемы мостов висячей системы появились в Китае
и в Индии.
В Европе использование металла в конструкции мостов относится ко
второй половине XVIII в. (тогда часто применяли чугун и в ограниченном
количестве сварочное железо). Первые мосты были чугунные балочной
и арочной системы. Всречалась и смешанная схема (металл, дерево).
Арочная система как более совершенная получила широкое распространение.
Арки из полых и ребристых литых чугунных секций применялись в России,
Англии, Франции. Мост через реку Улу в Туле, Зеленый и др. мосты
через Мойку в Петербурге (1806 г.) и др.
В 1835 г. в Москве был построен чрезвычайно интересный по конструкции
чугунный мост "Высокопятницкий" через обводной канал пролетом
40 м.
Современный мост лейтенанта Шмидта в Петербурге был построен в 1850
г. и имел 7 чугунных пролетов. Просуществовал он до 1937 г., а затем
перестраивался с целью расширения. Чугунные элементы сохранились
в мосту через Волгу в г.Калинин.
В висячих мостах стали применять цепь из плоских звеньев, шарнирно
соединенных между собой болтами. Пролеты доходили до 300 м.
В Петербурге первые пешеходные мосты в Екатерингофском парке
"Пантелеймоновский"(1827 г.) и "Египетский"
через Фонтанку имели пролеты до 40 м.
В 1836 г. построен висячий мост через реку Западный Буг пролетом
до 89 м, в 1853 г. был построен висячий мост через Днепр в Киеве
длиной 700 м.
Первый мост в Европе с железными фермами построен русским инженером
Кербедзом через реку Лугу в 1857 г. под железнодорожные пути. Здесь
впервые применена решетка с жесткими сжатыми и гибкими растянутыми
раскосами.
В области теории расчета многошарнирных ферм, имевших мировое зачение,
можно назвать "теорию расчета ферм", началом которой послужили
работы известного русского инженера Д.И.Журавского, а также работы
Велелюбского, Проскурякова, Ясинского, Курдюмова, Митинского, советских
ученых - Стрелецкого, Ильясевича, Патона, Беренштейна идр.
Во втором разделе "Гидротехнические сооружения" рассматривались
вопросы мелиорации, обводнения и водоснабжения, санитарной гидротехники,
использования водной энергии путем превращения ее в электроэнергию
гидротехники рыбного хозяйства и борьбы с водой при наводнениях,
разрушениях и размывах берегов.
|