|
Жилой
квартал в Киеве
по ул.Январского Восстания, 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знаменитый жилой комплекс по улице Январского восстания №№
3-3-б (1935-1939 гг.) не только организовал отрезок улицы
и площадь возле метро "Арсенальная", но и своим
дугообразным домом (№ 3-б), расположенным над днепровскими
кручами, сочетается с планом Зеленого театра, проектировавшегося
Каракисом ниже. Иосиф Юльевич долго и настойчиво искал удачные
архитектурные формы ансамбля. Квартал эффектно обозревался
с Днепра в силуэте города (к сожалению, он осуществлен лишь
наполовину против задуманного). Линия застройки вдоль склона
к Днепру смело повторяет форму этого склона. От центра эстрады
Зеленого театра волной разошлись в плане дуги амфитеатра зрительских
мест, поддерживаясь ритмикой проектировавшихся зданий. И театр,
и жилье зрительно обогащают друг друга, обосновывая авторскую
логику и подчеркивая уникальность киевского рельефа. "Одна
из лучших новостроек столицы… Киевский небоскреб", -
сообщала тогда киевская газета30. Недаром в книге "Советская
архитектура за 50 лет" из всех новостроек Украины 30-х
гг. была помещена фотография только этого объекта. Со строительством
комплекса у Каракиса было связано много неприятностей. Заказчик
- И. Э. Якир - почти еженощно посещал стройку, и каждый раз
был чем-то недоволен. Начальник стройки В. И. Радовский не
знал, как реагировать на замечания, и только после объяснение
Якира с Каракисом командующий КВО оставил строительство в
покое (через год Якира расстреляли). "В большом жилом
доме, выходящем фасадом на площадь Героев Арсенала и ул. Январского
восстания, - восхищается профессор Ю. С. Асеев, - архитектор
И. Ю. Каракис создал композицию высотных и горизонтальных
объемов, гармонирующую с застройкой Печерска и силуэтом киевских
гор. Пластика фасадов с эркерами, лоджиями и галереями по
верху здания подчеркнута ритмом невысоких колонок, насыщена
игрой света и тени, и вместе с двуцветной окраской штукатурки
придает зданию нарядный современный вид. Во всей архитектуре
здания виден яркий, индивидуальный почерк автора". Выступая
через несколько лет на 90-летии со дня рождения Мастера, Юрий
Сергеевич лирически констатировал, что Каракис сумел найти
и решить формулу Киева, сумел сделать свое творчество подлинно
киевским. |
|
|
|